Ризограф и ризография

Для массового оперативного тиражирования печатных материалов в современной полиграфии используются цифровые дупликаторы. Второе наименование цифровых дупликаторов – ризографы, по названию японской корпорации Riso, где был изобретён и создан этот вид полиграфического оборудования. Первый ризограф Riso компания выпустила на рынок в 1980 году. Сегодня кроме Riso ведущими производителями этой техники являются японские компании Duplo и Ricoh.

Ризограф - что это такое

Ризограф – это скоростной цифровой принтер, который действует по принципу роторной трафаретной печати. Представляет собой микс копировальной и офсетной техники. Ризографическое оборудование используется для изготовления монохромных чёрно-белых изображений. Также дупликатор позволяет печатать цветные изображения. Полноцветная печать на ризографе невозможна, поэтому для нанесения нескольких цветовых оттенков листы бумаги прогоняют через барабаны машины необходимое количество раз.

Область применения ризографии

Ризография – это способ создания копий с прототипа (оригинал-макета) путём тиражирования на цифровых печатных дупликаторах. Сфера использования ризографии обширна. Ризографию применяют для изготовления полиграфической продукции с коротким текстом и 1-2 изображениями некрупного размера. С помощью ризографа выпускают:

  • Листовки, материалы для массовой рассылки и раздачи;
  • Визитки, этикетки, календари;
  • Брошюры, буклеты, методички;
  • Формуляры, ведомости, бланки;
  • Медицинские карты, справки, рецепты;
  • Гарантийные и технические талоны;
  • Прайс-листы.

Виды цифровых дупликаторов

По формату отпечатка ризографы подразделяются на два вида:

  • Малоформатные. Применяются для тиражирования текстовых документов и бланков формата А4, В4, А3 с невысоким разрешением;
  • Крупноформатные. Такие машины печатают документацию, планы и чертежи большого формата (до А1) с высокой детализацией.

 По типу сканирования дупликаторы бывают:

  • Планшетные – макет помещается горизонтально на стекле, под которым перемещается считывающий блок. Качественное изображение получается за счёт того, что сканер движется вдоль оригинал-макета. Система очень похожа на привычный для всех ксерокс. Ризограф с планшетным сканером не представляет особых сложностей в обслуживании.
  • Барабанные (протяжные) – оригинал протягивается через блок, где с него считывается информация. Прокатывается только оригинал-макет, а сам сканер при этом неподвижен, что искажает картинку. Работать с таким аппаратом сложнее, чем с планшетным дупликатором. Чтобы добиться наилучшего результата, нужно использовать только идеально ровную гладкую бумагу.

Расходные материалы

Для производства печатной продукции в ризографии применяются три вида полиграфических материалов: бумага, краска и мастер-плёнка.

При тиражировании на ризографе используется бумага, которая отлично впитывает краску. Мелованную и глянцевую бумагу в дупликаторе не применяют из-за особенностей краски на глицериновой основе. Она не впитывается в бумагу с такой поверхностью. Тонкая бумага, плотностью ниже 46 г/м. кв. тоже не подойдёт. Чернила проходят сквозь лист, а сам бумажный носитель заминается и сворачивается в машинах. Идеальный вариант для печати на ризографе – белая или цветная бумага не тёмных оттенков. Оптимальная плотность листов: от 46 г/м. кв. – для газетной и 65-210 г/м. кв. – для офсетной.

К краске предъявляются строгие требования. Она создаёт изображение на запечатанном материале, поэтому должна обладать определёнными физико-механическими и оптическими свойствами, быстро сохнуть и закрепляться на бумаге, при этом не застывать внутри сетчатого формового цилиндра и не засыхать на мастер-плёнке. В идеале использовать оригинальные краски. Лучше если они соответствуют марке ризографа. Так, например, краски Riso Kadaki RZ, EZ подходят для всех видов ризографов марки Riso. Краска для ризографов поставляется в тубах ёмкостью 0,8 и 1 л или картриджах различной ёмкости, в зависимости от производителя (Riso, Ricoh, Duplo) и конкретной модели аппарата.

Мастер-плёнка. По своей структуре это тончайший многослойный материал на нетканой волоконной основе с полимерным покрытием, которое испаряется под воздействием тепла термоголовки в процессе изготовления формы в дупликаторе. Ёмкость рулона мастер-плёнки измеряется в «кадрах» – отрезках для создания одной печатной формы. Минимальный гарантированный ресурс мастер-плёнки – 4000 экземпляров. При несложных изображениях можно получать тиражи до 15000 оттисков.

Технология ризографии

В основе работы ризографа заложен метод трафаретной печати. Умная машина считывает изображение с оригинал-макета, создаёт трафарет на мастер-плёнке и переносит рисунок на чистый лист бумаги.

Как работает ризограф

  1. Оригинал-макет (лист белой бумаги с изображением) помещается в сканер, который преобразует его в электротехнические сигналы;
  2. Сигналы поступают на термоголовку ризографа, прожигающую в мастер-плёнке мельчайшие отверстия в точном соответствии со сканируемым изображением;
  3. Отрезок мастер-плёнки нужного размера (точно соответствует листу оригинал-макета) отрезается ножом, подаётся и закрепляется на печатающем барабане;
  4. На сетчатую основу барабана под участком, где закреплён трафарет, из тубы поступает краска. Она просачивается через прожжённые отверстия и оставляет на бумаге отпечаток. Этот оттиск – копия оригинала.
  5. Листы бумаги отлепляются от барабана сами или клювиком и попадаются в приёмный лоток. После распечатки нужного количества экземпляров, плёнка-трафарет снимается с барабана и утилизируется.

Все этапы работы ризограф выполняет автоматически, включая подачу бумаги в барабан и выдачу готовых отпечатков. Для запуска процесса оператору остаётся только нажать нужные кнопки. Управление цифровым дупликатором практически производится при помощи одной кнопки для задания количества копий.

Требования к макетам для ризографа

Качество оттисков зависит от соблюдения технических требований при изготовлении оригинал-макета на бумаге.

  • Нанесение текста и изображения допускается только с одной стороны – обратная сторона станет просвечиваться и отпечатается на готовой копии. Копии будут некачественными;
  • Следует избегать тёмных изображений - листы слипнутся от переизбытка краски, которая будет на них наноситься или приклеятся к барабану. По этой же причине не рекомендуется копировать слишком большие фотографии и допускать белого текста на чёрном фоне;
  • Расстояние от края листа до печатной области должно быть не менее 10 мм с каждой стороны (поля) – от этого будет зависеть точность совпадения копии с оригиналом;
  • Фрагменты различных оттенков необходимо размещать на расстоянии 0,5 см друг от друга. Желательно для печати в несколько цветов готовить оригинал-макет по одному листу для каждого цвета и один лист с совмещённым изображением.

Так как цифровые дупликаторы позволяют выполнять печать непосредственно с компьютера через интерфейс аппарата, наша типография  принимает в работу макеты в электронном виде. Подробнее узнать о требованиях к электронному образцу можно у сотрудника типографии при заказе тиража.

Что относится к преимуществам ризографии

Основной плюс ризографии – экономичность. Чем больше копий заказываете, тем дешевле обходится стоимость тиражирования документов, рекламных материалов и пр.   

Ризография отличается:

  • Высокой скоростью печати (по сравнению с копирами). При готовом оригинал-макете реально напечатать 140 копий в минуту. Это важно для заказчиков, которым требуется получить готовую продукцию в короткий срок. Оперативное тиражирование возможно благодаря автоматическому режиму изготовления трафарета.
  • Хорошим качеством оттиска за счёт работы на современных аппаратах с несколькими режимами печати.
  • Простотой, по сравнению с цифровым и офсетным способом печати. Процесс печати на ризографе не трудозатратен и для выполнения работы на таких машинах не требуются специальные навыки.
  • Низкой себестоимостью расходных материалов и незначительной энергоёмкостью оборудования.
  • Возможностью печатать на самоклейке, конвертах, листах плотностью 60-220 гр./м кв. Можно выбрать нужный режим сканирования, работать с текстами и фото, изготавливать оттиски с разрешением до 600 dpi, применять масштабирование при сканировании.

Минусы ризографов

  • Существенным минусом ризографии считается невозможность полноцветной печати. Ризограф не позволяет накладывать листы друг на друга, чтобы получать полутона.
  • С помощью дупликатора нельзя делать копии на мелованной бумаге. В этом отношении он не может конкурировать с офсетной печатью.
  • Чаще на ризографе изготавливают полиграфическую продукцию, чёткость изображения которой не имеет для заказчика особого значения. Изображение на копиях получается не таким чётким, как на оригинале. На картинке возникает «зубчатость» от отверстий на мастер-плёнке. Краска может ложиться неравномерно, а на больших тёмных участках заметна «ворсистость» рисунка. Эта проблема бывает связана с качеством бумаги.

Ризографы стоят дорого, поэтому таким печатным оборудованием пользуются только в типографиях. Приобретение дупликаторов в личное пользование нецелесообразно с материальной точки зрения.

Выводы

Ризография - востребованный вид полиграфических услуг. На ризографе выгодно печатать крупные тиражи. Выполнять копирование на принтерах слишком долго, а изготавливать серии на офсетных машинах – дорого.

Где заказать ризографию в Москве

Недорого заказать печать на современном ризографе с высоким разрешением изображения и скоростью тиражирования до 140 экземпляров в минуту можно в нашей типографии «Корал Принт». По вопросам оперативной полиграфии обращайтесь к нашим менеджерам. Телефон для связи указан на сайте.